В 2013 году часовщик и изобретатель Константин Чайкин, основатель собственной мануфактуры, член Академии независимых часовщиков (Académie Horlogère des Créateurs Indépendants, AHCI) привез на выставку BaselWorld часы «Синема» со встроенным механическим киноаппаратом. Необычная модель вызвала сильнейший эмоциональный отклик посетителей. «Я понял, что люди хотят от часов не только совершенной механики, но и магии, волшебства, веселого изумления, ожидания сюрприза. Я решил создать именно такую модель», — рассказывал позже Чайкин.
На BaselWorld-2017 мастер привез часы, поразившие воображение всех, кто их увидел — свои первые часы с антропоморфным циферблатом (циферблатом-лицом), которые неизбежно вызывают эмоциональный отклик при первом взгляде. Чайкин назвал часы «ристмоном» — «монстром на запястье». Первый ристмон «Джокер» стал родоначальником целого семейства узнаваемых персонажей с собственными характерами и историями. У некоторых из них история — сказочная: например, «Мышиный король» навеян волшебной повестью Гофмана о Щелкунчике, а «Санта» ассоциируется с рождественским чудом.
Почти сразу Чайкин решил, что в его коллекции ристмонов должен появится герой из русских сказок. «В моих записях за эти 6 лет можно найти самые разные образы: богатыри, русалки, матрешки. Так нашелся и образ Лиха Одноглазого, который превратился в Time-Eater – коллаборацию с Louis Erard, — вспоминает мастер. — Но в какой-то момент я понял, что именно Колобок идеально подходит для того, чтобы открыть серию русских ристмонов. Меня так вдохновил этот образ, что я нарисовал 3-4 варианта эскизов за пару дней. Герой получался такой яркий и позитивный, что я уже не мог отложить эту идею и возвращался к доработке дизайна снова и снова».
Обычно если речь заходит о сказках, то человеку любого возраста первым делом на память приходят самые простые истории — те, с которых для него в детстве началось знакомство с фольклором. В случае с русскими сказками — «Курочка Ряба», «Репка» и «Колобок». Не удивительно, что Чайкин вспомнил как раз о Колобке. Он круглый, веселый, хитрый, даже немного дерзкий — благодаря чему «и от бабушки ушел, и от дедушки ушел».
Как и все настоящие сказки, эта простая с первого взгляда история имеет глубокие исторические корни и переплетения смыслов. В «библии фольклористов» — указателе сюжетов фольклорной сказки Аарне-Томпсона-Утера (ATU Index) — можно обнаружить, что у большинства знакомых нам с детства сказок есть аналоги в других культурах. Иногда сюжет совпадает до деталей, иногда в общих чертах — фабула сходная, а персонажи иные.
«Колобок» проходит в ATU под номером AT 2025.
Точнее, не только «наша» сказка о Колобке, а целый комплекс сказочных текстов про неблагодарное хлебобулочное изделие, которое сбежало от своих создателей, обманывало и дразнило одного за другим нескольких персонажей (в русской истории это заяц, волк и медведь), но в итоге поплатилось за свою самоуверенность и было съедено. В американской культуре в роли наглой беглой еды выступает пряничный человечек, в английской — Джонни-пончик и т.п. Фольклористы насчитали более 15 русских вариантов «Колобка». Хрестоматийная литературная версия сказки была записана и обработана еще в XIX веке педагогом Константином Ушинским.
Со времен Ушинского и до наших дней образ Колобка воплощали многие деятели искусства — от знаменитого иллюстратора Елизаветы Бём до не менее известных режиссеров- мультипликаторов Владимира Сутеева и Романа Давыдова. Колобок выглядел по-разному, но основные его черты оставались неизменны: он был круглым, желтым (как и положено булочке, каковой он, по сути, и является), глазастым, с широкой улыбкой. Ребенком Константин Чайкин видел эти картинки и мультфильмы, и его уже взрослому воображению Колобок представлялся именно таким.
Ещё одним источником вдохновения для Чайкина в работе над ристмоном стал всем известный желтый смайлик. «В молодости, в 1990-е, я активно знакомился с западной масс-культурой и впервые увидел “смайлик” — ярко-желтое “лицо” с глазами-точками и изогнутой линией рта, — вспоминает мастер. — Тогда смайлики были везде: на значках, кассетах, футболках. Это самое схематичное из антропоморфных изображений, которое тем не менее уже вызывает отклик. Когда начал работать над своим “Колобком” подумал, что это герой, пожалуй, прототип смайлика».
К слову, смайлик действительно значительно «моложе» Колобка. Графический рисунок (круг с глазами и ртом) в привычном нам виде впервые появился в рекламе американского фильма «Лили» (1953). А «пожелтел» он десять лет спустя, когда американскому же художнику Харви Боллу заказали рисунки для печати на канцелярских кнопках. Болл нарисовал смайлик, а кнопки были желтого цвета. Сочетание понравилось заказчику и быстро стало популярным. Возможно, Болл вдохновлялся образами из славянской культуры? Это и отличает сложные художественных образы – творцы из разных частей света находят похожие решения, потому что они идеально выражают их идею.
Итак, образ на «пересечении смыслов» был выбран — и перед Константином Чайкиным встала задача его воплощения. Колобок близок к мультяшным персонажам, поэтому мастер сделал его особенно «глазастым», увеличив размер зрачков — указателей часов и минут своей фирменной системы джокер-индикации. Зрачки стали ярко-голубыми на глянцевом белом фоне. Ободок часовой и минутной шкал чуть выступает над поверхностью циферблата — словно Колобок слегка вытаращил «глаза» в веселом удивлении. Нос персонажа напоминает небольшой комочек теста. Чтобы создать эффект пышного теста Чайкин сделал циферблат слегка выпуклым, скругленным.
Чайкин хотел, чтобы циферблат выглядел как румяная корочка теплого, недавно испеченного хлеба. Чтобы добиться этого, часовщик стремился получить идеальный градиент: в центре циферблат светлее, ближе к краям — темнее. «Подбор нужного перелива оттенков циферблата занял не одну неделю, но в итоге все получилось, на мой взгляд, идеально» – рассказывает Чайкин. Добавление перламутровой пыли придало циферблату мягкое, теплое, очень привлекательное свечение.
Улыбка «Колобка» веселее и шире, чем у других ристмонов: пожалуй, он самый позитивный персонаж во всей коллекции. Его «рот» с белыми зубками — не только привычный индикатор фаз Луны (ее изображает ажурный желтый круг), но и одновременно указатель дней недели. В их роли выступают иконки героев сказки: Деда, Бабки, Зайца, Волка, Медведя, Лисы и самого Колобка. Владелец часов сам решает, кто из персонажей будет обозначать первый день недели.
Часы в стальном 40-мм корпусе оснащены калибром К.18-20 с автоматическим заводом на базе модифицированного швейцарского ETA 2892-A2, дополненного надстройкой мануфактурного производства. Ещё одна яркая деталь дизайна будет доступна только владельцу часов – сложный золоченый ротор, собранный из 15 деталей. Его можно рассмотреть сквозь прозрачную заднюю крышку из сапфирового стекла. На роторе мастер уместил целый сюжет, словно приглашающий в атмосферу сказки.
В центре — солнце в духе средневекового лубка: с миндалевидными глазами под округлыми бровями, с чуть улыбающимся четко обрисованными губами и короткими треугольными лучами. В славянской традиции круглая выпечка (блины, хлебы и те же колобки) символизировала именно Солнце. Рядом с солнцем с одной стороны — уютная избушка, с другой — береза.
Ротор сочетает золочение и несколько разных видов финишной обработки. Солнце, избушка и береза отполированы и контрастируют с остальной поверхностью ротора, подвергнутой пескоструйной обработке. На нижней части ротора — изогнутая шлифованная накладка с гравированным названием часов, набранным стилизованными кириллическими буквицами. Гравировка повторяется и вверху стального ободка задней крышки корпуса ристмона.
Заводная головка тоже имеет свою историю. Она была создана Константином Чайкиным для часов «Звездочет» — самой сложной модели аукциона Only Watch 2023 и одних из самых сложных наручных часов в мире. Деталь выполнена в виде солнца с лучами разного размера и традиционной гравировкой логотипа в центре. Если на «Звездочете» это отсылка к космическому объекту, то для «Колобка» это образ скорее фольклорный, дополняющий настроение, которое мастер передал в необычном роторе часов.
Часы снабжены ремешком из кожи аллигатора с ярко-желтой подкладкой и прострочкой. Застежка производства мануфактуры «Константин Чайкин», классическая, из нержавеющей стали. Лимитированная серия составляет 99 экземпляров, стоимость 1 650 000 российских рублей. Срок производства часов – 12 месяцев.