Последние несколько лет мы наблюдаем всплеск интереса к работе независимых часовщиков, маленьких ателье и микробрендов. Я решил разобраться с чем это связано и как можно прогнозировать этот тренд.
Путь современного мастера сегодня чаще всего начинается с обучения в часовой школе, работе в больших часовых компаниях, а затем ведет к открытию собственного бренда. Об успехе их проектов свидетельствуют продажи на аукционах по цене значительно выше эстимейта, длинный лист ожидания, высокие цены на вторичном рынке.
Пожалуй, самым первым независимым часовщиком в современном понимании этого слова можно смело назвать англичанина Джорджа Дэниелса. Несмотря на то, что он за свою жизнь сделал по разным подсчетам всего 37 часов, он прочно вошел в историю часового дела. Сегодня его карманные часы Space Traveller's Watch I вошли в топ-20 самых дорогих часов. Они были проданы на аукционе Sotheby’s в июле 2019 года в Лондоне за £3,615,000 (US$4.6m). Роджер Смит, Филипп Дюфур, Франуса-Поль Журн – три наших современника, чьи часы продаются на аукционах дороже отметки в US$1 млн.
Независимых мастеров становится больше, их предложения многообразны и способны удовлетворить клиентов с любыми запросами. На рынке можно встретить часы от 5 тысяч евро до 300 тыс евро. Коллекционирование этого сегмента позволяет покупателю не только собрать уникальную коллекцию, но и выступить меценатом, поддерживая старинные ремесла и давая возможность развития индустрии в целом.
Чтобы узнать когда, как и почему возник такой интерес, я обратился напрямую к известным и успешным часовщикам и владельцам собственных часовых компаний с одинаковыми вопросами. Из ответов сформировалась общая картина, которую можно представить так.
Доступность информации
Тут речь идет как об общей информации для клиентов о существовании новых брендов с подробным описанием конкурентных преимуществ и возможностью напрямую общаться с часовщиками через соцсети, так и появилось много ресурсов с описанием технологий, откуда часовщики черпают свои знания. Традиционные медиа и большое количество тематических блогеров и инфлюенсеров также помогают росту популярности независимых часовщиков, ведь с ними проще установить контакт и развить профессиональные отношения до личной дружбы. В отличие от больших компаний, где имена мастеров зачастую засекречены. Общими усилиями уровень образованности в этом вопросе клиента-коллекционера растет.
Совершенствование технологий
Ещё сто лет назад производить часы было сложнее, дольше и дороже. Сегодня современные станки с ЧПУ существенно облегчают процесс изготовления деталей. А компьютерные программы позволяют моделировать механизмы и тестировать их ещё на этапе разработки. Более того, компьютерные технологии помогают запускать рекламные кампании до того, как прототип будет готов. Есть несколько мастеров, которые продолжают культивировать старинные методы работы, и у них тоже есть своя ниша и свой покупатель.
HM8 MARK 2 GREEN EDITION
Богатые клиенты
Число состоятельных людей по всему растет. Многие современные технологии позволяют зарабатывать большие деньги быстрее и проще. Соответственно, перед нуворишами встает вопрос на что их тратить. Часы входят в топ-5 предметов, которые приобретают богатые люди (вместе с алкоголем, ювелирными украшениями, картинами, автомобилями). Более того, искушенный клиент хочет что-то действительно уникальное, а этого можно добиться, только работая вместе с самим часовщиком. Из этого процесса сотворчества производство часов превращается в настоящий акт перформанса с неповторимым опытом для каждого участника.
Часы как искусство
В часах независимых мастеров доля ручного труда чрезвычайно велика. Автор несет персональную ответственность за качество, поэтому уровень проработки всех деталей настолько высок, что часы из функционального предмета переходят в статус произведения искусства. Каждый клиент добавляет свое видение, которое может выражаться в дизайне, обработке или украшении часов. Такой подход на 100% эксклюзивный и при благоприятных обстоятельствах, например, известности клиента, существенно добавляет к стоимости часов. А это высоко ценится на аукционах среди настоящих ценителей.
Интерьерные часы «Аль Муккадас», Konstantin Chaykin
Листы ожидания
Ажиотаж на рынке нескольких популярных моделей известных брендов имеет и обратный эффект для этих брендов. Большие компании не могут удовлетворить спрос, возникают многолетние очереди, сумасшедшие цены на вторичном рынке. Нередко это приводит к разочарованию и оттоку клиентов, они начинают искать альтернативу. При этом нужно понимать, что большие бренды и маленькие ателье не конкурируют между собой: выручка и объем производства несопоставимы и всем есть место под солнцем и у всех есть свой лояльный клиент.
Подводя итог этим самым ярким причинам, хочу отметить, что все мои собеседники были единодушны во всех пунктах. Они формулировали разными словами, но общую суть у всех была одна. Самый провокационный вопрос - при каких условиях они согласились бы продать свой бренд - получил единый ответ - ни при каких! Для большинства из них часовой бизнес – это любимое дитя в первую очередь, а потом уже бизнес.
Хотя мы знаем случаи, когда большие группы приобретают часть небольшого ателье. Такие решения принимаются как правило ради развития и роста. Иногда продают дело целиком, но в основном когда часовщик уже хочет уйти на покой, а передать дело некому. Крупным группам интересно покупать независимые бренды, когда бренд уже имеет возраст, известное имя, налаженное производство от 500 шт. в год и хорошие обороты. Так что число независимых мастеров будет расти, убеждены мои собеседники, это пойдет во благо общему делу.
Я от всех души благодарю своих собеседников и желаю им развития: Константин Чайкин (Konstantin Chaykin), Максимилиан Бюссер (Maximilian Büsser, MB&F), Роджер Смит (Roger W. Smith), Паскаль Раффи (Pascal Raffy, Bovet 1822)!