Лет 50 назад основным каналом общения между часовыми брендами и клиентами были бутики и реклама в журналах. 30 лет назад к ним добавились специализированные журналы. С развитием интернета каждый бренд обзавелся собственным сайтом, откуда транслировал информацию о новинках, событиях, публиковал каталоги. А соцсети породили новый канал коммуникации и новый тип журналистики – блогеров.
В часовой сфере грань между блогером и журналистом очень тонка. Как правило, о часах пишут люди, увлеченные темой всерьез и хорошо разбирающиеся в механике, моделях, истории брендов. В отличие от официальных пресс-релизов язык блогеров более понятный и лишён лишних слов. Более того, к мнению уважаемого онлайн-медиа, за которым стоит личность его основателя, прислушиваются охотнее, поскольку он может позволить себе независимое мнение, за что его и ценят, в то время как неангажированность печатных журналов давно себя дискредитировала.
Интересно проследить путь становления и развития онлайн-журнала. Чаще всего энтузиаст или группа энтузиастов запускают сайт, где выкладывают авторские тексты, дополненные своими фотографиями. При этом нужно понимать, что отношение люксовых брендов к онлайну всегда было настороженное и предвзятое, мол, люкс только для реальных клиентов в бутиках. По этой причине возникали сложности с подготовкой контента. Например, бренды неохотно разрешали снимать часы, выступали против авторского подхода, ничего не знали о таком явлении, как wristshots (снимки часов на запястье). Ситуацию удалось переломить общими усилиями.
Параллельно цифровые медиа расширяли свое присутствие в соцсетях, наращивая аудиторию, которая и становилась основным активом. Причем этот актив мог оперативно реагировать на контент, влиять на редакционную политику и даже участвовать в интервью, высылая вопросы спикеру заранее.
Следующий логичный шаг – активное использование аудитории. Например, предлагать им какие-то эксклюзивные товары и услуги: поездки на мануфактуры, посещение мероприятий, продажа брендированной сувенирной продукции.
Наконец, некоторые пошли по пути открытия собственных онлайн-магазинов, где предлагают в том числе новые часы, как лимитированных серий, выпущенных совместно с марками, так и из базовых коллекций. Но этот шаг обусловлен преимущественно тем, что традиционной медийной рекламой заработать становится сложнее.
Начав с текстов и фото, многие платформы обзавелись собственными продакшн-студиями, создавая профессиональный видеоконтент – интервью с часовщиками и руководителями брендов, презентации и обзоры знаковых моделей, визиты на производство.
Лично я давно уже не использую официальные сайты брендов в качестве источника информации – онлайн-медиа и блогеры зачастую пишут и оперативнее и. Вот так выглядит мой персональный TOP 5 онлайн-медиа по часовой теме.
Больше новостей в нашем telegram-канале Icon Life, подпишитесь, чтобы узнавать первыми!
1. Джиаксян Су из Сингапура, часовой блогер, который называет себя SJX. Увлекся темой в 1997, в 2011 в одиночку создал ресурс, посвященный часам, который сегодня стал одним из самых значимых и оперативных каналов получения информации. Интересная деталь, именно ему первому, а не какому-либо солидному глянцу, Николас Хайек дал интервью об уходе Swatch Group из Базеля.
2. Франк Гелен из Нидерландов запустил свой сайт в 2006 году. В 2013 уволился с основного места работы – местного Минтранса, когда 40 часов в неделю работы в министерстве вступили в ожидаемый конфликт с 40 часами в неделю для работы над сайтом. За сравнительно короткий срок вышел в топ как по значимости, так и по цифрам – подписчики, посещения, охваты. Работает также онлайн-магазин, торгующий брендированными аксессуарами.
3. Бенджамин Клаймер из Нью-Йорка основал ресурс для поклонников современных и винтажных часов. В 2012 запустил свой магазин, где на сегодняшний день торгует в том числе новыми часами, являясь авторизованным 10 брендами продавцом. На днях запустил новый для себя продукт – страхование часов.
4. Ариэль Адамс из Лос-Анжелеса запустил свой проект в 2007 году. На текущий момент традиционный блог перерос в масштабное медиа, оказывающее, в том числе, креативные услуги брендам. Желая оставаться специализированным СМИ, тем не менее запустил свой магазин, где предлагается сувенирная продукция.
5. Михаил Аракелян из Москвы ведет самый популярный отечественный аккаунт о часах, который существует только в Instagram и YouTube. Имея опыт работы продавцом в некоторых брендах, хорошо разбирается в часах и очень качественно и профессионально снимает фото и видео, делает видеообзоры.