Даже самые совершенные швейцарские часы могут остановиться. Но что, если остановят продажи в пределах одной страны все часовые люксовые бренды? Увы, но такой эксперимент по принуждению русских к отказу от красивой жизни мы и наблюдаем последние шесть месяцев. Новинки, равно как и классические модели любимых брендов роскоши в сегменте часов, нельзя купить как в России, так и за рубежом из-за санкций, наложенных на страну и её граждан.
Заявления об уходе западных компаний с российского рынка весной этого года напоминали снежную лавину, избежать которой было просто невозможно. 24 февраля руководители люксового конгломерата Richemont (часовые бренды Montblanc, Panerai, A. Lange & Söhne, Baume et Mercier, Cartier, IWC Schaffhausen, Jaeger-LeCoultre, Roger Dubuis, Piaget, Vacheron Constantin, Van Cleef & Arpels) решили временно закрыть все свои магазины в России, но вновь открыли их в субботу, 26 февраля, чтобы чуть позже закрыть их навсегда.
Представители группы компаний Kering (часовые бренды Boucheron, Girard-Perregaux, JeanRichard, Gucci, Ulysse Nardin), специализующейся на производстве и продаже предметов роскоши, объявили об уходе из России 4 марта 2022 года. Французский люксовый конгломерат LVMH (часовые бренды Louis Vuitton, Chaumet, TAG Heuer, Zenith, Bulgari, Hublot) 6 марта 2022 года закрыл все 124 бутика в России. 9 марта, достойно финализировав главный праздник всех леди, сразу 2 швейцарских производителя часов, Rolex и Swatch Group, также объявили о приостановке коммерческой деятельности.
А уже 29 марта, по данным швейцарской прессы, российские власти конфисковали партию часов Audemars Piguet из фирменного магазина в Москве на основании якобы имевших место нарушений таможенного оформления на миллионы долларов США.
Тимур Ильдарович Юнусов, более известный как Тимати, больше не споёт «Audemars Piguet на моей руке. Время MasterCard. Летаем налегке» из песни-гимна «GQ». В России больше нет ни Audemars Piguet, ни GQ, ни MasterCard.
Всё это на фоне рекордных продаж восстанавливающегося после пандемии 2021 года, когда только одна компания «Булгари Раша» продемонстрировала выручку в 4 миллиарда рублей с ростом в 2,5 раза от года к году, а глава итальянской федерации моды Camera Nazionale della Moda Italiana Карло Капаза отметил, что экспорт итальянских предметов роскоши в Россию составляет примерно 1,2 миллиарда евро в год. При этом, по оценкам аналитиков Morgan Stanley, на российских граждан приходилось менее 2% мировых продаж Kering и Richemont, включая расходы российских покупателей люкса за границей.
Истеричная горячка весенней поры прошла, так что же мы имеем в сухом остатке осенью? Уже полгода закрыты все часовые бутики на знаковой улице Петровке и в Столешниковом переулке. В России нельзя официально купить большинство люксовых моделей часов в представительствах брендов. Цифры неумолимы — экспорт часов из Швейцарии в России катастрофично сократился на 95%. Однако офисы часовых Домов благородно и действительно по-европейски продолжают выплачивать своим российским сотрудникам зарплату, нередко предлагают интересные варианты по релокации, поэтому до конца года их незримое присутствие всё ещё будет мимолётно ощущаться.
Важно понимать, что люксовые часы — это не просто предмет статуса или коллекционирования как думают некоторые далёкие от индустрии потребители. Часовые Дома и Мануфактуры работают с лучшими инженерами планеты, изобретая самые тонкие, самые точные, самые совершенные инструменты для контроля времени. Эти изобретения служат в космосе, в океанских глубинах и в полетах на самых быстрых авиалайнерах планеты.
Эти безукоризненные образцы инженерной и ювелирной мысли представляют собой ту частицу материальной культуры, которая говорит о человечестве больше, чем все слова. Лучшие образцы таких часов являются наследием человечества, которое будет жить в веках. Цифры акционов The Geneva Watch Auction XV, Christie's и Sotheby's, посвящённые часовой классике, говорят об этом лучше всего.
Помимо того, что часы купить в России станет сложно, дорого и долго, есть ещё 5 скрытых последствий, которые не сразу бросаются в глаза в текущей ситуации, но о них стоит помнить, чтобы понимать, что ждёт индустрию и её поклонников и клиентов в ближайшие годы.
Рынка швейцарских люксовых часов в России отныне не существует.
Наиболее удачливые рителейры, сделавшие в мирное время приличные запасы, распродают стоки и ищут пути обхода санкций. Также оживились игроки вторичного рынка, но официального и цивилизованного рынка часов в сегменте люкс больше нет. Импортозаместить часы не получится, поскольку швейцарцы вполне ожидаемо находятся вне конкуренции. Несмотря на наличие в стране частных часовых гениев, никакой симулякр часового Дома или Мануфактуры с историей в 400 лет не построить или создать за год. Из TOP30 крупнейших рынков для сбыта часов (а для некоторых брендов мы в тройке лидеров), мы оказались на периферии — без бутиков, представительств и сервисной поддержки.
Закончилась светская жизнь столицы и поддержка институтуций культуры.
Все мы помним как Пушкин любил Breguet, упоминая в своих произведениях, что «желудок — верный наш брегет», отсылая к времени трапезы; перед спектаклем же «звон брегета им доносит, что новый начался балет». Но довольно, теперь мы будем довольствоваться только стихами прошлых веков, потому что сами бренды и их культурные инициативы нас покинули.
Audemars Piguet отныне не будет поддерживать Большой театр и даже посвящать ему модель часов, как это было с Code 11.59 by Audemars Piguet «Bolshoi». Швейцарская часовая компания Rolex больше не будет официальным хронометристом Гран-при «Формулы-1», который ранее традиционно проходил в Сочи в сентябре.
Отныне не будет клиентских вечеров, не приедут СЕО, владельцы брендов и их звёздные амбассадоры, известные всей планете. Ожидаемо, что без оглядки и даже копирования высокой планки событий, организуемых международными компаниями, уровень культурных мероприятий снизится: светская жизнь Москвы может превратиться в череду провинциальных сабантуев в духе приснопамятных девяностых.
Исчезновение института часовой журналистики.
Исчезнет часовая журналистика, уровень которой был настолько высок, что отечественных журналистов приглашали в жюри международных конкурсов, как было с часовым гуру Константином Старцевым, который в этом году стал членом жюри престижной премии мирового уровня Grand Prix d'Horlogerie de Geneve.
Ожидаемо снизится уровень информации о главных часовых премьерах планеты, да и вся информация будет вторична, в лучшем случае переводная, в худшем — из уст новоявленных блогеров, черпающих «знания» о часах из произведений любимых рэперов. Упадет уровень пиара, ведь ранее отечественные агентства ровнялись на люксовый PR, а в отсутствие его высоких критериев есть риск откатиться лет на 20 назад и вернуться туда, откуда всё начиналось. Мы все любим культовый фильм «Назад в будущее», но не на столько же.
Уничтожение уникальных клубов собирателей часов.
Растворится тщательно собираемая брендами аудитория коллекционеров, часовых любителей и клиентов бутиков, а это прежде всего весьма состоятельные люди из различных индустрий. Представители такой публики, каждый из которых был на вес золота, очень быстро исчезли с радаров маркетологов и это настоящая катастрофа, ущерб от которой только предстоит оценить.
Расцвет рынка часовых подделок.
Уже в этом году вырос риск нарваться на подделку, ведь в отсутствие официальных каналов продаж и сервисов получить гарантию подлинности часов можно будет лишь «на глазок», потому что найти часовых экспертов, которые сейчас уйдут в другие рынки, будет, мягко говоря, проблематично. Впрочем, и с самим сервисом возникнут проблемы.
Выводы весьма неутешительны. Часовая культура в нашей стране не успела толком прижиться и в подавляющем числе случаев часы остаются статусными «котлами» на руке как вульгарно их некоторые называют. Эксперты, которые потратили десятилетия на обретение знаний и накопление опыта в сегменте люксовой часовой индустрии, будут вынуждены переквалифицироваться. Российские культурные институтции потеряют верных и щедрых спонсоров, благодаря которым рождались удивительные и запоминающиеся события. Мир глянцевых изданий России рухнул и не подаёт признаков жизни, всё, благодаря отсутствию рекламодателей, которые были так щедры ещё недавно. Конечно, мы все верим в чудо, но остаёмся объективными и встречаем новую реальность, в которой нет места прежней сказке.