Автор : Олег Шаран
25 март 2022 г.
 

Константин Чайкин, изобретатель и независимый часовой мастер, на протяжении всей своей карьеры отдавал существенную часть своих сил созданию сложных механических стационарных часов. Большинство современных часовщиков упускают шанс проявить свои таланты в этом традиционном направлении часового дела, которое начиналось именно со стационарных часов. Встречайте «Лукоморье», новый шедевр высокосложной часовой механики.

Устройство цепной графической цифровой индикации часа, придуманное Константином Чайкиным в начале 2016-го и запатентованное им в мае 2017 года (патент RU2619032; патентная заявка подана в марте 2016 года), поначалу предполагалось задействовать в наручных часах. Мастер изготовил прототип такого индикатора, и результаты проверки идеи в металле оказались для него разочаровывающими: устройство предполагало большие перемещения валов с намотанной на них цепочкой и позиционирующей каретки, вследствие чего для его функционирования требовалось слишком много энергии по меркам компактного механизма наручных часов. От реализации идеи в наручных часах пришлось отказаться, но перспективы воплотить её в часах крупных, стационарных, выглядели значительно более обнадёживающими и привлекательными. 

Стартовой точкой в формировании образа будущих часов «Лукоморье» для Константина Чайкина оказалась неожиданно пришедшая ему в голову ассоциация: если в изобретённой им конструкции имеется цепочка, наматывающаяся на вал, почему бы не связать замысел с образами из пушкинской поэмы «Руслан и Людмила», а именно со знакомой всем с детства строкой «Златая цепь на дубе том»? Тем более что приближалась круглая дата – двухсотлетие первой публикации хрестоматийной поэмы… 

Konstantin ChaykinIlgizF Lucomorye 03

В основе механизма, который впервые для настольных часов Константина Чайкина имеет горизонтальную компоновку, лежит конструкция с четырьмя заводными барабанами: в трёх запасается энергия, потребная для приведения в действие сложнейшего устройства индикации текущего часа, а на четвёртом заводном барабане работает часовой механизм с турбийоном. Запас хода часового механизма составляет 8 суток, на такой же период действия рассчитана графическая система индикации часа. Конструкция турбийона, сохранившего фирменный дизайн «альфа», который с 2007 года применяется Чайкиным во всех часах с турбийонах, значительно переработана, в частности, в часах «Лукоморье» применена схема одностороннего крепления оси каретки, то есть у турбийона нет второго (верхнего) моста.

KonstantinChaykin At work 2

Кроме того, сам турбийон и его приводное колесо поставлены вертикально, а для турбийона в стволе сказочного дуба предусмотрено специальное окошко, выполненное в виде дупла. Для индикации минут и даты используется конструкция с кольцевыми указателями – это один из наиболее ранних традиционных типов индикации в часовом деле, помимо того, в указателе минут используется оптика, а именно призматический отражатель. Необычен и указатель запаса хода – его конструкция вертикальна, а сам указатель выполнен в виде жучка, поднимающегося по стволу. 

На этом список сложных функций и устройств исчерпывается. Хотя калибр TLU.04-0, механизм часов «Лукоморье», относится к категории сверхсложных, в нём относительно немного усложнений. И в этом нет противоречия. Дело в том, что значительная часть из 1119 деталей, из которых собран механизм часов «Лукоморье», задействована в устройстве цепной графической цифровой индикации часа. Это роднит часы «Лукоморье» с прежними сверхсложными шедеврами Константина Чайкина – часами-пасхалиями, стрелочный индикатор даты Пасхи которых обладает тем же самым свойством: для реализации внешне очень простой функции с единственной стрелкой требуется крайне сложное устройство её привода, собранное в часах-пасхалии примерно из 300 компонентов. 

Konstantin ChaykinIlgizF Lucomorye 12

Если часы-пасхалия Константина Чайкина вычисляют дату предстоящей Пасхи раз в году – в момент переключения календарного устройства механизма со старого года на новый, то в часах «Лукоморье» устройство цепной графической цифровой индикации часа – по сути, стопроцентно механический компьютер – вычисляет, как именно должен быть изображён час наступающий, по окончании каждого часа. И изображает его самостоятельно, без вмешательства владельца часов, в полностью автоматическом режиме. И так все 24 часа в сутки, на протяжении всего года, под аккомпанемент безостановочного вращения турбийона, пожалуй, наиболее поэтичного сложного устройства часовой механики. 

 Сказочный мир вступления к поэме «Руслан и Людмила» требовал адекватного воплощения в часах «Лукоморье», поэтому Константин Чайкин решил обратиться к специалисту, как он уже ранее неоднократно поступал в работе над своими другими декоративными настольными часами, включая знаменитую «Московскую Пасхалию». За несколько лет до описываемых событий – в 2012 году – он познакомился с творчеством выдающегося ювелира-художника Ильгиза Фазулзянова, основателя ювелирного бренда Ilgiz.F.

KonstantinChaykin At work 3

Непосредственным поводом обратиться именно к нему стала выставка «Драгоценности, вдохновлённые природой. Ильгиз Ф.», которая проходила в Выставочном зале Успенской звонницы Московского Кремля в 2016 году. Константин Чайкин предложил Ильгизу Фазулзянову совместно завершить работу над сверхсложными часами, и тот решил взять на себя обязанности соавтора этого грандиозного проекта. Благодаря Ильгизу Фазулзянову сверхсложная часовая механика часов «Лукоморье» получила уникальное, шикарное и невероятно сложное декоративное ювелирное оформление. Ильгизу Фазулзянову, признанному мастеру украшений, которые способны поведать свою историю, удалось быстро найти удачную художественную идею, объединившую композицию.

Это было необходимо сделать: образный ряд пушкинского «Лукоморья», включающий кота учёного, русалку, Черномора, а также задуманные мастером дуб, избушка на курьих ногах, камни и разбивающиеся о них морские волны грозили превратить композицию в набор разрозненных элементов – кошмар для думающего художника. Ильгиз Фазулзянов решил эту проблему, общую для всех многофигурных композиций, внесением объединяющего визуального ритма.

Konstantin ChaykinIlgizF Lucomorye 11

По замыслу мастера он прослеживается и в нижней гряде гранёных камней, о которые бьются волны, и в кроне чудесного дуба, которая разбита на множество пластинок – в их форме угадываются очертания тех же камней. Основание для кроны – пространственная структура из множества элементов, искусно выполненных в виде дубовых листьев, к ним крепятся нефритовые пластины с резными контурами листьев. Каждая пластина закреплена в касты, которые в свою очередь украшены листьями дуба и желудями, выполненными в технике горячей перегородчатой эмали. Ещё один элемент, в котором ощущается тот же ритм – ствол дуба, украшенный опалами, австралийскими «боулдерами» и эфиопскими огненными. Разноцветные рефлексы и игра света на опалах придаёт всей композиции ощущение сказочности и таинственности. 

Konstantin ChaykinIlgizF Lucomorye 09

Для реализации задуманного Ильгизу Фазулзянову пришлось задействовать весь свой опыт. И всё же, работа оказалась невероятно сложной даже для него. Проблемы возникали как из-за сложности всей композиции, так и при исполнении многих компонентов, непривычно крупные размеры которых потребовали адаптировать, казалось бы, испытанные и проверенные методы производства. 

Тем не менее, хоть и скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается, неизбежные технические проблемы преодолены, работа над часами «Лукоморье», новым шедевром ювелирного и часового искусств, завершена. Она длилась более шести лет, и результат впечатляет. 

 

 

Топ статей

Читать больше