Стрела времени – очень важная, далёкая от окончательного понимания философская, общенаучная концепция современной картины мира. Если кратко, то она обозначает проблему однонаправленности времени: в нашем мире время течёт в одном, привычном нам направлении, но никогда в обратном. Константин Чайкин всегда стремился в своих часах дополнять часовое искусство философскими размышлениями – на темы, которые его волновали в данный момент.
Так было с программой «Марсианское время» (Mars Time Program), в рамках которой им уже созданы три беспрецедентных образца наручных часов с индикацией марсианского времени, марсианскими и космическими сложными функциями, которые стали откликом на марсианскую программу Илона Маска. Так было с часами «Джокер» и другими ристмонами, в которых Константин Чайкин воплотил свою идею часов, которые предназначены дарить непосредственные эмоции. Так было с часами Сarpe Diem, где мастер первым из часовщиков воплотил идею механических анимированных аллегорических символов, тогда как в аллегорических натюрмортах XVII века застывшие изображения часов, песочных или механических, воспринимались как иносказание бренности, преходящего характера времени. Таковы же истоки идеи, которая подтолкнула его к созданию новых сложных настольных часов «Стрелы Времени».
Возможно ли повернуть время вспять? Нет, нельзя – именно это утверждает концепция стрелы времени. Можно ли мысленно вернуться в прошлое? Да, конечно, и каждый из нас способен это сделать. Константин Чайкин, размышляя о своих новых часах, на тот момент ещё не получивших своё название, решил вернуться в своих воспоминаниях в 2005 год, в тот момент, когда он ради реализации внезапно осенившей и полностью поглотившей его идеи часов с православной пасхалией, механическим устройством индикации предстоящей даты православной Пасхи, отказался от продолжения работы над уже запущенным проектом настольных часов с турбийоном, вечным календарём и фузейно-цепной передачей.
Тогда стремление изобретать новое, неизведанное отвратило его от разработки часов, которые должны были быть выполнены вполне в русле традиций часового мастерства. Однако недавно, осенью 2021 года, Константин Чайкин снова вернулся к тому проекту, чтобы воссоздать его, воспользовавшись знаниями, опытом, умениями, полученными за истекшее с той поры время. Стрела времени запрещает возвращаться в прошлое, но настоящему творцу в его воображении доступно многое, в том числе обращать течение времени и возвращаться во времена давно минувшие.
В новых настольных часах «Стрелы Времени» Константин Чайкин возвращается к той, давнишней идее с классическим сочетанием традиционных сложных устройств – вечного календаря и турбийона. Разработка была выполнена на основе базового калибра T.01-0 настольных часов Tourbillon 55, прототип которого, в свою очередь, разрабатывался мастером в 2007 году для его второй пасхалии, настольных часов «Пасхалия Воскресение» (Ressurection Computus Clock).
В механизм часов-пасхалии Константин Чайкин тогда заложил базовые принципы конструкции всех его последующих турбийонных калибров, включая линейное расположение осей колёс главной передачи, применение шарикоподшипников и новый дизайн каретки турбийона «альфа». Каретка фирменного дизайна «альфа» с той поры стала обязательным признаком всех турбийонов Константина Чайкина, настольных и даже пока что единственного и неповторимого наручного «Марсианского турбийона» (Martian Tourbillon Only Watch 2021 Piece Unique).
Идея дать новым часам название «Стрелы Времени» пришла к Константину Чайкину в тот самый момент, когда он решил оснастить все девять указателей на циферблате стрелками единого дизайна. Хотя традиции часового дела не возбраняют так делать, всё же часовщики нечасто оснащают циферблат часов сложной комплектации стрелками, которые все без исключения выполнены в одном дизайне. В русском языке слова «стрелка» и «стрела» имеют общее происхождение, поэтому мастер решил подчеркнуть этот факт дизайном: «древко» каждой стрелки изготовлено из воронёной стали, гранёный наконечник – из стали, декорированной тонкой продольной шлифовкой. Разумеется, отделка каждой стрелки производится полностью вручную, как и отделка всех других компонентов часов.
Специально для часов «Стрелы Времени» Константин Чайкин заново спроектировал модуль вечного календаря, оснастив его индикацией високосного цикла и времени суток в формате a.m./p.m. Рычаги устройств коррекции и плоские пружины выполнены в новом скелетном стиле, до того мастером не применявшимся. Существенное изменение претерпел способ подводки стрелок: теперь это устройство адаптировано мастером к особенностям классической схемы вечного календаря. Дело в том, что при установке времени на часах с вечным календарём (то же самое относится к часам с боем и репетирам) возбраняется во избежание поломки вращать стрелки в направлении против хода часовой стрелки.
Константин Чайкин для часов «Стрелы Времени» изобрёл новое устройство подводки стрелок с вертикальным валом, которое ещё раз демонстрирует применение принципа стрелы времени: храповик, встроенный в это устройство, даёт возможность подводить стрелки только вперёд, тогда как при вращении установленного под циферблатом специального горизонтального колеса в противоположном направлении вращения стрелок не происходит, поскольку срабатывает храповик. Не исключено, что владелец часов всё же будет время от времени вращать это колесо в неправильном направлении – часы не сломаются, а от удовольствия послушать чёткие звуки срабатывающего храповика вряд ли кто-нибудь откажется.
Настольные часы «Стрелы Времени» выполнены в единственном экземпляре, изысканный сложный механизм можно рассмотреть сквозь прорези частично скелетонированного циферблата, его оборотная сторона полностью открыта. Часы предлагаются в корпусе стиля ар-деко, который декорирован панелями орехового дерева.