Автор : Олег Шаран
27 сен 2021 г.
 

Карманные часы Les Cabinotiers Westminster Sonnerie «Посвящение Яну Вермееру», проект по разработке которых был начат в 2013 году, — это уникальное изделие, блестяще воплощающее собой мастерство Vacheron Constantin в области часового и прикладного искусства. Эта модель оснащена новым мануфактурным механизмом, калибром 3761 с турбийоном и функцией Grande Sonnerie, специально разработанным командой часовщиков, трудившихся над моделью Reference 57260.

Декоративная отделка этих часов отличается особым мастерством исполнения. Корпус украшен ручной гравировкой в разных ремесленных техниках на безеле, задней крышке и по бокам, а также увенчан ушком, декорированным рельефным изображением двух львиных голов. Восхитительная деталь задней откидной крышки корпуса — миниатюрная репродукция картины Вермеера «Девушка с жемчужной сережкой» из эмали — выполнена эмальером Анитой Порше.

Les Cabinotiers — это отдел мануфактуры Vacheron Constantin, специализирующийся на создании уникальных изделий в единичном экземпляре. Продолжая дело женевских часовщиков, известных в эпоху Просвещения как «кабинотье» (фр. cabinotiers), эта команда мастеров приняла вызов воплотить в жизнь мечту увлеченного коллекционера, пожелавшего стать обладателем технически и эстетически уникальных карманных часов, отражающих лучшие традиции высокого часового искусства XVIII века.

VAC Les Cabinotiers Vermeer 9910C 000J B413 VAC Enamel 1

Модель карманных часов Les Cabinotiers Westminster Sonnerie — «Посвящение Яну Вермееру», в основе которой лежит более чем 266-летний опыт часового мастерства, представляет собой воплощение искусства и красоты, исключительной механики и технического мастерства. Это изделие — исполнение тайных желаний коллекционера, для которого «увлеченность состоит в постоянном стремлении к тому, что теоретически невыполнимо», коллекционера, чья страсть к единственным в своем роде изделиям дала импульс для этого проекта, потребовавшего восьми лет совместной работы с Vacheron Constantin. Итогом этой авантюры, сопряженной с непростыми задачами, исследованием и постоянным взаимодействием, стало появление истинного шедевра высокого часового искусства.

VAC Les Cabinotiers Vermeer 9910C 000J B413 Front

Виртуозное часовое искусство: калибр 3761

Карманные часы Les Cabinotiers Westminster Sonnerie — «Посвящение Яну Вермееру» оснащены новым калибром из 806 деталей с ручным заводом, турбийоном и функциями вестминстерского боя Grande и Petite Sonnerie в сочетании с минутным репетиром. Среди часов с усложнениями модели с функцией Grande Sonnerie всегда обладали особенной аурой не только благодаря сложности, присущей таким механизмам, отбивающим время с помощью нескольких гонгов, но также из-за высоких акустических требований.

VAC Les Cabinotiers Vermeer 9910C 000J B413 Back Calibre

Vacheron Constantin и часы с функцией Grande Sonnerie

Часы с функцией Grande Sonnerie производятся Домом не одно столетие. Среди наиболее ранних моделей, сохранившихся до наших дней, — первые дорожные часы с таким усложнением, датируемые 1820 годом. Что касается карманных часов, то самая старинная модель с функциями Grande и Petite Sonnerie в частной коллекции Vacheron Constantin относится к 1827 году. За ней последовали еще несколько моделей с подобными механизмами.

VAC Travel clock Ref Inv 10709 2

Некоторые из этих часов приобрели знаковый статус благодаря целому спектру искусных усложнений, например модель Packard 1918 года или часы для короля Фуада I, изготовленные в 1929 году. Из недавних примеров — самые сложные карманные часы Reference 57260, представленные в 2015 году по случаю 260-летия Дома: они стали очередным подтверждением опыта Vacheron Constantin в области создания уникальных часов.

VAC Travel clock Ref Inv 10709 1

«Иметь в своей коллекции карманные часы с настоящим Вестминстерским боем c пятью гонгами и молоточками, с функциями Grande и Petite Sonnerie, декорированные миниатюрой из эмали, — моя давняя мечта». Мысли клиента, заказавшего эту модель, стали отправной точкой для создания калибра 3761 диаметром 71 мм и толщиной 17 мм. Калибр регулируется турбийоном, который величественно расположился на нижней части механизма: он просматривается сквозь заднюю крышку и совершает полный оборот за одну минуту. Турбийон приводится в действие балансовым колесом, которое колеблется с частотой 2,5 Гц (18 000 полуколебаний в час).

Вестминстерский бой, которым оснащен калибр, — наиболее сложный механизм боя, поскольку для воспроизведения мелодии требуется безупречно гармоничная последовательность ударов пяти молоточков, управляемых четырьмя направляющими, по соответствующим гонгам. В наручных часах из-за необходимости миниатюризации механизма функция Grande Sonnerie обычно обеспечивается только одним гонгом. Установка четырех гонгов и «улитки» (четыре гонга, отбивающие часы и четверти часа, и один гонг для минутного репетира) позволила добиться улучшенного звучания и использовать разные мелодии для каждой четверти часа.

Вестминстерский бой

Термин «вестминстерский бой» обязан своим происхождением знаменитым колоколам Биг-Бена, часовой башни Вестминстерского дворца в Лондоне: это четырехтактовая мелодия, состоящая из четырех нот, воспроизводимых с различной частотой. В режиме Grande Sonnerie часы отбивают четверти часа, повторяя каждые 15 минут количество пройденных часов, например в 5:45 утра часы воспроизведут три такта вестминстерского боя, за которыми последуют пять одиночных нот. В режиме Petite Sonnerie часы отбивают четверти часа без повторения количества часов каждые 15 минут, а также часы и четвертую четверть — карильон — при смене каждого часа. Механизм боя может быть активирован в любой момент с помощью бегунка на боковой стороне корпуса часов. Также часы работают как минутный репетир, последовательно отбивающий четверти часа, минуты и часы. Переключатель, позволяющий выбрать один из трех возможных режимов, находится в положении «9 часов».

VAC Les Cabinotiers Vermeer Calibre 3761 A 2

В режиме «боя» (Sonnerie) часы автоматически активируются каждую четверть часа, как и настольные или настенные часы. Для беззвучного ночного режима была разработана специальная функция, адаптированная к калибру 3761 в соответствии с часовым поясом, выбранным клиентом: будильник деактивируется на период с 23:00 до 9:00, тем самым экономя энергию, а также обеспечивая тишину и покой в ночное время. И наконец, третий, беззвучный, режим позволяет полностью приостановить ударный механизм. Второй переключатель режимов находится в положении между метками «10 часов» и «11 часов» — он служит для переключения между режимами Grande Sonnerie и Petite Sonnerie. Два барабана обеспечивают музыкальному механизму в режиме Grande Sonnerie запас хода примерно 16 часов и 80 часов в режиме индикации времени с гарантированно стабильным крутящим моментом до исчерпания запаса хода.

Калибр 3761 оснащен центростремительным регулятором механизма боя, обеспечивающим безупречную гармоничность музыкальных рядов, ноты которых должны быть одновременно хорошо различимы и приятны на слух. Система характеризуется парой гирь, особая форма которых была оптимизирована для своеобразного эффекта «тормоза», работающего за счет центростремительной силы, на оси вращения регулятора с целью равномерного распределения энергии барабана. Это уникальное и оригинальное устройство также абсолютно бесшумно. Калибр оснащен системой из двух колес с регулировкой люфта — это еще одна специальная функция, связанная с ходом времени. Она необходима для предотвращения непреднамеренного сдвига секундной стрелки в положении «6 часов» и обеспечения плавного вращения больших стрелок за счет системы двух зубчатых колесиков, размещенных на одной оси и объединенных пружиной, которая компенсирует их колебания.

VAC Les Cabinotiers Vermeer 9910C 000J B413 Side

От исключительной отделки до деликатной сборки

Модель Les Cabinotiers, сочетающая в себе редкие техники исполнения, служит образцом особого внимания к деталям и соответствия строгим стандартам в том, что касается отделки механизма. Все детали, от полностью гравированного моста баланса и мостов, отшлифованных с помощью алмазной пасты для достижения эффекта зеркальной полировки, до платин с гальваническим покрытием нежного оттенка «шампань», декорированных узором «женевские волны» (Côtes de Genève), обрабатываются вручную. В результате формируется общий облик часов, напоминающий о легендарных традициях часового искусства.

Прекрасным примером этому служит отделка храпового колеса и двух барабанных колес. Сначала их поверхность подвергается пескоструйной обработке, затем наступает черед отделки «солнечные лучи» и, наконец, проводится полировка зубцов на всех пяти элементах колес. Мастера Дома стремятся сохранить этот этап работы, ранее применявшийся в часовом искусстве. Он предполагает скругление острых краев зубцов и полировку их плоских граней до зеркального блеска. На создание отделки трех колос уходит неделя тщательной и филигранной работы.

VAC Les Cabinotiers Vermeer Calibre 3761 B

Настройка гонгов также требует от мастера неизменного стремления к совершенству. Её первый этап проводится до сборки корпуса: гонгам придают особую форму, которая определяет их звучание. Поэтому для получения нужного тона форму гонгов дорабатывают специальной пилочкой. Несмотря на подготовительную работу, после сборки корпуса мастеров могут ждать сюрпризы. Например, в этой модели два из пяти изначально установленных гонгов пришлось заменить для того, чтобы добиться гармоничного звучания. Новые гонги были отлиты из стального сплава несколько скорректированного состава, что позволило добиться кристально чистого звучания, идеально сочетающегося со звучанием трех других гонгов.

Таким образом, подобная «подстройка» боя Grande Sonnerie требует проведения нескольких последовательных процедур сборки корпуса, поскольку для внесения любых корректировок механизм приходится извлекать и затем устанавливать вновь для «пробного прослушивания». Многие другие детали механизма также проходят дополнительную обработку на всех этих этапах изготовления. Именно поэтому нанесение декоративных элементов производится в самом конце. Работа над этим единственным в своем роде изделием дополнительно усложнялась из-за невозможности выполнить полную сборку: некоторые детали приходилось дособирать уже внутри готового корпуса.

Учитывая сложность обработки и декорирования каждой детали, включая сам корпус, а также тот факт, что любая ручная работа неизбежно влечет за собой риск возникновения ошибки, которая может пагубно сказаться на результате, весь процесс сборки калибра насчитывал десять этапов. Столько же раз механизм необходимо было демонтировать для дополнительной обработки. После этого была выполнена итоговая сборка изделия, которая требовала от мастеров особой сноровки. При этом всеми этапами производства калибра 3761 — от проектирования и изготовления до отделки различных деталей и итоговой сборки корпуса — занималась очень небольшая группа экспертов.

VAC Les Cabinotiers Vermeer MOF 15

Женевская техника создания миниатюр из эмали

По запросу клиента откидная крышка корпуса часов должна была быть украшена миниатюрой, выполненной из эмали экспертом-эмальером Анитой Порше. Для репродукции была выбрана картина «Девушка с жемчужной сережкой», написанная нидерландским живописцем Яном Вермеером приблизительно в 1665 году. Помимо непростой задачи воспроизведения работы великого мастера, дополнительные сложности были сопряжены с размером поверхности диаметром 98 мм. Изготовление часов такого компактного размера, больше похожего на размер наручных, а не карманных моделей, требует от мастеров исключительной сноровки, особенно с учетом того, что любая неточность здесь не может остаться незамеченной.Результат олицетворяет традиции эмалевых миниатюр, которыми известна Женева. Еще с XVI века этот город прославился высоким качеством работы с эмалью, и с тех пор несколько ремесленных техник в этой области производства стали называть «женевскими».

VAC Les Cabinotiers Vermeer MOF 01

Термин «женевская эмаль», который широко использовался с того времени, используется для обозначения росписи из эмали со специальным покрытием Fondant de Genève. Данная техника предполагает нанесение завершающего прозрачного защитного покрытия на слои застекленной эмали, за счет чего итоговое изображение обретает сияние и глубину. Изобретение женевской эмали сыграло очень важную роль в отделке карманных часов того периода, ведь такое покрытие защищало их от постоянного трения. Лишь несколько эмальеров еще владеют этой техникой. Достаточно только задуматься о том, что для нанесения одного слоя эмали на тюрбан молодой девушки требуется минимум две недели работы, и это с учетом размера модели. Цветовая палитра столь же сложная, что и в оригинале; в частности, для получения черного использовано сочетание семи оттенков, а для закрепления цветов — 20 этапов обжига в печи. В целом на изготовление этого портрета потребовалось семь месяцев работы (включая перерывы).

VAC Les Cabinotiers Vermeer MOF 08

Исследования и разработки, особенно в том, что касается пигментов и эмали, начались в 2018 году, а итоговый результат был получен в 2020 году.Хотя декорирование часов эмалью в различных техниках прочно ассоциировалось с реноме Fabrique de Genève («Сделано в Женеве»), распространившимся в XVIII веке по всему рынку часовых и ювелирных изделий, термин «женевская эмаль» главным образом относится к эмалевой миниатюре. Этот процесс заключается в нанесении пигментов (из оксидов металлов, измельченных в порошок и смешанных с масляным связующим веществом) на слой белой эмали, покрывающей основание из листа медной потали или сусального золота. Подобно работе с гуашью или маслом, художник наносит краски на холст, добиваясь скрупулезной точности воспроизведения даже самых мелких деталей (в наши дни — благодаря бинокулярному микроскопу). После каждого этапа краски закрепляются в ходе последовательных сеансов обжига в печи без возможности коррекции цвета. Основной циферблат часов покрыт эмалью grand feu оттенка яичной скорлупы в сочетании с римскими цифрами с синей эмалью.

VAC Les Cabinotiers Vermeer MOF 13

Гравировка и рельеф

Мастер Дома Анита Порше тщательно изучала стиль гравировок корпуса, стремясь подобрать гармоничный вариант сочетания с картиной Вермеера. Выдвинув несколько предложений и обсудив их с клиентом, в качестве основной темы она выбрала орнамент акантовых листьев, дополненных цветками, свитками и установленной в центре жемчужиной. Такой вариант оформления отражает образ «Девушки с жемчужной сережкой», определяя классический и женственный стиль композиции. Талант мастера Дома Vacheron Constantin позволил добиться потрясающего визуального эффекта. Работа начинается с разметки декора с помощью скрайбера. Затем мастер приступает к технике champlevé, вырезая выемки вокруг декоративных элементов с помощью штихеля, чтобы добиться эффекта глубины и объема.

Изучение и анализ узора играет решающую роль в оценке объема до начала резки по металлу. Линии должны вытягиваться, чтобы обеспечить гибкость акантовых листьев и равномерность ритма всего узора. Все их грани и полоски также должны очищаться и шлифоваться. Такая работа требует времени и терпения. Шлифование требует особой осторожности: ведь при его выполнении необходимо найти правильный баланс, добившись сияния поверхности метала и сохранив объем скульптурных форм, которые могут потерять свое очарование в результате чрезмерной обработки. Посредством специальной техники тонкой гравировки, предполагающей выполнение резьбы или выдалбливание материала, мастер наносит на каждый лист и цветок тонкие линии с углублениями, таким образом добавляя узору деталей и подчеркивая рисунок теней.

Завершающий этап отделки — точечное выдавливание фона, выполняемое вручную, — позволяет подчеркнуть контраст между матовой поверхностью с отделкой champlevé и отполированными гранями. В результате считываемость показателей улучшается, а сияние усиливается, привлекая внимание к декоративным элементам. Техника выдавливания используется для создания текстуры или декоративных элементов и предполагает ударное воздействие на металл, а не его соскабливание, как гравировка или скульптурирование.Оформление центральной части корпуса подчеркивается двумя рядами «жемчужин» по периметру, которые служат отсылкой к картине Яна Вермеера. Вначале мастер выполняет гравировку в виде равномерной цепочки квадратов, идущих вдоль безеля и задней крышки корпуса. Затем, используя специальный инструмент с вогнутым наконечником, отпечатки которого имеют форму полусферы, мастер превращает эти квадраты в полушария.

VAC Les Cabinotiers Vermeer MOF 20

Работа с этим инструментом требует решительности и размеренности. Маленькие бусины 0,8 мм полируются вручную с помощью кисти с покрытием из алмазной пасты. Каждая бусина должна сохранять свое особое очарование, при этом гармонично вписываясь в общий рисунок, — в результате, благодаря уникальным, но по-своему похожим отражениям на их поверхности, все изделие буквально оживает. Такая техника декорирования бусинами или «жемчужинами», пользовавшаяся особой популярностью в начале ХХ века, требует от мастера непревзойденного искусства и сноровки.В продолжение изящной отделки центральной части корпуса ушко, украшенное головами двух рычащих львов, также представляет собой настоящее произведение искусства. Добавленные по запросу клиента объемные скульптуры ronde bosse созданы по образу классических статуй.

Они изготовлены из цельного блока золота, отличаются исключительным мастерством исполнения и невероятной реалистичностью. Прежде чем приступить к работе с материалом, мастер Vacheron Constantin выполняет несколько 3D-моделей, чтобы подобрать для элементов своего произведения искусства нужный объем. Он использует гравировальную иглу для того, чтобы прочертить силуэты львиных голов, похожих друг на друга, но отличающихся своими гривами, работая сверху вниз с лицевой части назад. В процессе работы разметка стирается, но изначально она нужна для правильного понимания объемов будущих скульптур в трехмерном пространстве еще до начала их изготовления.

Только представляя изображение головы льва в мельчайших деталях в течение всего процесса изготовления, мастер может действительно точно и реалистично воссоздать его в своей работе. Здесь ключевую роль играют наблюдательность и точность, ведь любое чрезмерное воздействие может пагубно сказаться на результате.Сначала мастер использует резец, чтобы вырезать на материале общие контуры, а затем — серию штихелей для более тонкой и филигранной отделки. Детали с сатинированной, матовой и полированной отделкой выполнялись с помощью особых инструментов, некоторые из которых были разработаны специально для этой цели. На гравировку и скульптурирование различных элементов карманных часов потребовалось в общей сложности пять месяцев невероятно скрупулезной работы.

Уникальность, которой пронизана каждая деталь

В целях безопасности особое внимание уделено дизайну откидной задней крышки корпуса на петлях. Механизм внутри корпуса облегчает доступ, позволяя пользователю наполовину приоткрыть заднюю крышку путем нажатия на пушер, интегрированный с заводной головкой. Титановый штифт конической формы служит петлей, скрытой винтами из золота, а пружина с углом около 90° по отношению к корпусу замедляет закрывание задней крышки с эмалью и гравировкой.Нестандартная длина стрелок (длина минутной стрелки — 35 мм) также представляет определенную сложность, в особенности когда дело касается полировки и выравнивания поверхностей. Для повышения легкости стрелки были выполнены из особого сплава меди, никеля и олова Pfinodal, а затем позолочены.

VAC Les Cabinotiers Vermeer MOF 17
 

Топ статей

Читать больше

Time to Cashmere

Time to cashmere – это актуальный дизайн в традиционной элегантности с изюминкой в деталях,…
Автор: Людмила Скарульская