Работы дизайнера видят тысячи глаз поклонников моды и критиков, но почти никто не знает, что реально стоит за этими образами. Идеи, которые кажутся лёгкими и вдохновляющими, часто рождаются в напряжении, сомнениях и внутренней работе. В профессии дизайнера уязвимость — не слабость, а часть процесса.
Всё началось с волшебства! Розовый фламинго — образ из сна, воплощённый дизайнером в самом первом джемпере ALEXANDER BOGDANOV. Изначально работа над каждой моделью осуществлялась Александром полностью вручную — он самостоятельно создавал десятки эскизов, окрашивал пряжу и вязал трикотажные изделия. Подробнее о том, как выдерживать взгляд публики и правильно реагировать на критику рассказал Александр Богданов, основатель и арт-директор бренда женской одежды ALEXANDER BOGDANOV.
– Насколько важно для дизайнера быть публичным?
– Сегодня публичность — это важный, но не обязательный аспект профессии дизайнера. Она помогает укрепить личный бренд, за которым стоят идеи, стиль и профессионализм. В условиях, когда многое решает узнаваемость, известность становится конкурентным преимуществом. Особенно если бренд носит имя дизайнера, в этом случае публичность работает на него вдвойне.
– В вашей профессии часто приходится выставлять свои идеи на суд публики. Как вы реагируете на критику?
– Я спокойно отношусь к критике. Для меня это не про поиск недостатков, а про зоны роста. С самого начала я понимаю, что не всё, что я создаю, «взлетит». Что-то найдёт отклик, что-то — нет. Это базовый принцип, с которым нужно входить в профессию. Поэтому, когда что-то не находит поддержки, я воспринимаю это без драм. Хуже всего, когда дизайнер начинает оправдываться и говорить, что он сделал моднейшую коллекцию, а покупателям это не нужно и критикует их вкусы. Если такой дизайнер не исправится, то в дизайне ему делать нечего!
– Может ли дизайнер быть ранимым?
– Каждый дизайнер периодически сталкивается то с аплодисментами, то с резкой критикой — от зрителей, клиентов, потребителей. Не каждое решение вызывает восторг даже у самых лояльных поклонников. Всё, что создает дизайнер, делится на то, что находит отклик, и на то, что остаётся непонятым, потому что вкусы у всех разные. Поэтому представители моей профессии особенно уязвимы, ведь их работа всегда на виду, и оценка приходит мгновенно. Это одна из тех сфер, где уязвимость — почти постоянное состояние.
– Как вы находите баланс между профессиональной подачей и личной искренностью?
– Для меня искренность — это, прежде всего, работа в том стиле, который действительно откликается внутри. А профессиональная подача — это уже про правила игры, актуальные на сегодняшний день, и про реакцию рынка. Без баланса между этими двумя компонентами невозможно стать успешным дизайнером.
В этом и заключается суть профессии, ведь это синтез личного творческого видения и потребностей аудитории. Если дизайнер уходит в крайности, он либо становится заложником собственного эго, либо полностью подстраивается под запросы клиентов, а это всегда мешает развитию. В первом случае ему тяжело работать в индустрии, во втором — не рождается ничего по-настоящему нового. Поэтому настоящий профессионал ищет баланс между своим внутренним импульсом и внешним запросом.
– Чувствуете ли вы давление ожиданий, когда за вами наблюдают коллеги, клиенты, аудитория? Меняет ли это ваш подход к работе?
– Внимание коллег я особо не чувствую. Думаю, это навык, который приходит с опытом. Поскольку я работаю арт-директором, мне приходится взаимодействовать с множеством дизайнеров, и это уже определённая публичность, когда твои слова, действия, решения постоянно на виду. Со временем ты к этому привыкаешь и перестаёшь остро реагировать.
Гораздо большее значение я придаю вниманию и реакции клиентов. Как они отреагируют? Насколько будет востребована коллекция? Здесь давление действительно ощущается, и это нормально. Странно было бы, если бы мы полностью к этому адаптировались, ведь в конечном итоге мы работаем именно для клиента.
У меня есть мой покупатель, мой потребитель — человек, который приходит за тем, что я создаю, и даёт на это свою честную реакцию. Именно он для меня главный ориентир. Мне не нужно менять себя ради одобрения профессионального сообщества. Я остаюсь собой и делаю то, что считаю правильным.
– Как вы понимаете честность в профессии дизайнера? Это про визуальный стиль, коммуникацию с клиентом, этику или что-то другое
– Каждый дизайнер трактует визуальный мир по-своему — у каждого свой стиль, своё восприятие. Этот стиль не появляется сразу. Его ищут годами, иногда тратят на это всю жизнь. Сначала это путь проб и ошибок, постоянный поиск, в результате чего постепенно начинает формироваться то, в чём ты действительно силён, и именно это начинает откликаться у клиентов.
Они видят, что ты делаешь нечто особенное, и выбирают тебя. В этом взаимодействии между личным почерком и ожиданиями аудитории и рождается успех. Сегодня я точно понимаю, кто я как дизайнер, и могу позволить себе быть честным и откровенным со своим клиентом.
– Бывали ли случаи, когда проект помог вам прожить личную ситуацию, осознать что-то важное о себе?
Мой проект начался ещё в 1988 году — это проект длиною в жизнь. Каждое полугодие — новый виток, новая задача, новый вызов. Всё личное подчиняется главному — работе, а моя деятельность многогранна. Если говорить о дизайне, то я не могу вспомнить чего-то, что оказало бы на меня столь мощное влияние. А вот в бизнесе действительно были моменты, когда хороший профессиональный тренинг помог глубоко раскрыть свои личные качества. Иногда именно через стресс, через боль ты по-настоящему понимаешь себя.
– Что вы могли бы посоветовать молодым дизайнерам, которые боятся быть собой, боятся не понравиться?
Я бы посоветовал искать баланс между творческим эгоизмом и пониманием потребностей клиента. Не стоит впадать в крайности. Следовать только своим внутренним ощущениям и не слышать аудиторию — это путь в никуда. Но и полностью подстраиваться под потребителя тоже опасно, ты становишься предсказуемым и теряешь интерес.
Важно постоянно пробовать, нащупывать свою меру. Экспериментировать с этим балансом — это тоже часть профессии. У каждого дизайнера он свой, и именно в этом проявляется его индивидуальность. Еще не мешало бы в начале творческого пути дизайнера задавать себе вопросы «Чем я сильнее остальных дизайнеров?», «В чём моя необычность, отличие от других?», «Что я могу лучше сделать, чем другие дизайнеры?».
Это вопросы, которые должен на начальном пути себе задавать дизайнер и откровенно на них отвечать. Ответы на эти вопросы помогают сохранить и развить собственный стиль. А если ты получаешь на это живую обратную связь — возникает отличная почва для роста и настоящего профессионального развития.
Фотографии предоставлены Александром Богдановым.