Клиповое мышление — результат постоянного потребления коротких форматов. Но жанр интервью не только не утратил интерес зрителей, но и получил новое дыхание. Как сохранять глубину в эру коротких форматов рассказал Петр Пиотровский, автор и ведущий проекта интервью со звездами «Звёздное дежавю».
Клиповое мышление — это короткий фокус внимания, поверхностное восприятие информации и привычка «перескакивать» с одной темы на другую без глубокого анализа. Алгоритмы подталкивают к мгновенной реакции, предлагая смотреть видео по 15 секунд, бесконечно скроллить ленту, ставить лайки на автомате. В таком ритме трудно сосредоточиться, тяжело вникать
Но даже здесь можно найти плюсы, например, развивается реакция, растёт адаптация к многозадачности. Главное — не дать этому стилю мышления поглотить способность к глубокому восприятию. Управлять вниманием — один из важнейших навыков сегодняшнего дня.
Как интервью сохраняет глубину в эпоху клипового мышления
Далеко не вся аудитория интервью подвержена клиповому мышлению. Она остаётся разнообразной по возрасту, интересам, уровню образования и потребностям. Их объединяет желание услышать развернутую мысль, а не короткий ответ. Жанр интервью даёт уникальную возможность глубже раскрыть личность собеседника без ярлыков, без навязанных суждений, без поверхностных выводов.
Важно предоставить зрителю пространство для собственного анализа, чтобы он мог включить критическое мышление и сформировать личное мнение о герое беседы. Именно поэтому интервью остаётся востребованным, ведь люди истосковались по нормальному человеческому общению.
Существующий тренд влияет и на формат интервью, но не разрушает его, а трансформирует. Важно лишь правильно использовать возможности, которые предлагает современная реальность. Например, короткие ролики с ключевыми моментами беседы могут служить отличным анонсом полной версии разговора.
Конечно, за несколько секунд не возникает того, что сегодня особенно ценно — подлинной эмоциональной связи между зрителем и героем. Но короткий анонс помогает заинтересовать аудиторию, которая захочет глубже погрузиться в эту беседу.
Краткость — сестра таланта, но глубина требует времени
Возникает естественный вопрос: какой должна быть продолжительность интервью? Конечно, с гостем можно беседовать часами — и такое случается. У меня не раз были случаи, когда разговор перед камерой длился около двух часов, а не менее содержательное общение продолжалось уже за кадром, в студии.
Каждый человек уникален и интересен по-своему, а герои моей программы — это люди с колоссальным профессиональным опытом и головокружительными биографиями. Иногда, завороженно слушая их, просто «улетаешь» — забываешь и о камере, и о заготовленных вопросах.
Важно учитывать не только внутреннюю «кухню» создания программы, но и временные рамки самого гостя, чей график обычно, расписан по минутам. Так, однажды одна очень известная певица выделила мне максимум 20 минут на беседу. В итоге наш разговор на камеру длился почти час.
Если разговор построен на уважении, шанс на искренность возрастает. Разумеется, существует монтаж и всегда можно скорректировать хронометраж, сократив исходный материал. Но в конечном итоге всё зависит от главного — была ли достигнута цель встречи? Да, краткость — сестра таланта, но глубина требует времени.
Потребность аудитории не в том, чтобы «ахнуть», посмеяться и нажать лайк. Зритель хочет узнать новое, подумать, проанализировать, сделать собственные выводы. Наш зритель уже готов к концентрации, к погружению, к следованию за мыслью. Ему важно содержание диалога — его глубина, искренность, подлинность.
Подготовка к интервью
Интервью тоже начинается с «вешалки». Если вспомнить Станиславского, особенно важно уважительно встретить героя программы ещё до съёмок, на этапе приглашения. А иногда — буквально с вешалки театра или концертного зала, когда я заранее знакомлюсь с творчеством своего будущего собеседника.
Не менее важен и финал. Обязательным элементом для меня стало вручение подарка герою, совместная фотосессия и запись в нашем альбоме пожеланий. Бывает, и мне дарят подарки — признаюсь, это всегда неожиданно и очень приятно. Чтобы провести глубокую беседу, важно расположить к себе гостя, ведь не каждый готов открываться на камеру и затрагивать личные темы.
Люди готовы смотреть долго, если беседа интересная
Готов ли зритель к длительному восприятию? Это зависит от множества факторов, но главный из них — «цепляет» ли. Люди часами смотрят сериалы, проходят с героями десятки сезонов. Есть примеры экранных историй, продолжающихся и по 10, и по 20 лет. Секрет успеха давно известен — актуальность концепции, развитие персонажей, самодостаточность каждого эпизода в рамках общего нарратива, интрига, неожиданные, иногда даже абсурдные драматические повороты, харизма исполнителей и многое другое.
В случае с интервью — всё то же самое. Только здесь главным сюжетом становится сама судьба героя. И если она трогает, волнует, вызывает интерес — зритель обязательно досмотрит до конца. Моя задача — многоходовка, мне важно соблюдать баланс, а именно гармонично соотносить своё участие, рассказ героя и интерес зрителя.
Подготовка — половина успеха
Для успешного интервью нужно многое. Одно дело — когда я лично знаком с гостем программы, совсем другое — когда мы встречаемся впервые. В процессе подготовки я тщательно изучаю профессиональную и личную биографию собеседника, его интервью, интересы, увлечения, хобби. Продумываю структуру беседы, логичную последовательность вопросов — от простого к сложному.
Традиционно начинаю с детства. Это помогает гостю погрузиться в воспоминания и почувствовать мою искреннюю расположенность. Иногда простой вопрос о любимом блюде, домашнем питомце или школьном предмете приводит к глубокому, развернутому ответу на 20 минут.
Важно учиться у мастеров
Существует множество других профессиональных постулатов и секретов интервьюера. Ничто не ново под луной, а жанр интервью сформировался ещё в XIX веке, если не вспоминать Платона с его «Диалогами Сократа». В нашем жанре есть свои мастеа — Джеймс Гордон Беннетт, Джозеф Пулитцер, Чарли Чаплин, Ларри Кинг, Опра Уинфри, Урмас Отт, а также наши современники — Владимир Познер, Кира Прошутинская, Юлия Меньшова, Борис Корчевников, Юрий Дудь (признан в России иноагентом).
Каждый по-своему, но все они руководствуются хрестоматийными догмами. Это уважение, неподдельная эмпатия, доверие, импровизация, юмор, неожиданные вопросы, активное слушание, точные паузы, уход от монотонности беседы, проверка фактов, контроль времени, соблюдение закадровых договоренностей, использование личного опыта в диалоге.
Мне есть чему и у кого поучиться. У одних — умению дать собеседнику выговориться без провокаций и излишнего психоанализа. У других — мастерству устанавливать эмоциональную связь. У кого-то — виртуозному ведению беседы, основанной на глубокой эрудиции и энциклопедических знаниях о госте. У кого-то — эстетике диалога, тонкой иронии, внутренней свободе и смелости быть собой в кадре.
Создавая программу, я изучал опыт упомянутых мастеров интервью и внимательно слежу за достижениями современников. У каждого из нас уникальная индивидуальность, но объединяет нас любовь к делу и своим героям.
Только время позволяет прочувствовать подлинные эмоции, сомнения и рефлексию. Мир не чёрно-белый — именно в длительном разговоре проявляются нюансы, противоречия, тонкий контекст. Ценность — не в мгновенном результате, а в самом процессе обмена мыслями. Многим героям важно это душевное, неспешное общение. Некоторые потом звонят: «Есть новые истории — давайте запишем интервью».
Зрителя удерживает не только харизма гостей и ведущего, но и ритм, когда серьёзное чередуется с лёгким, конкретика — с личным. В середине разговора можно вставить блиц-опрос для разрядки. Главное — искренность, уважение и атмосфера, в которой хочется остаться. Многие герои становятся друзьями. Мы видимся на концертах, спектаклях, в кулуарах культурной жизни и этот диалог продолжается уже вне камеры.